«С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».
(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви)
На протяжении многих лет Русская Православная Церковь ведет последовательную работу по борьбе с алкогольной и наркотической угрозой. Православная церковь однозначно считает пьянство грехом, причем не только считает, но и знает пути преодоления этого недуга.
Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства. Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века.
В первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 г. указано, что к началу 1911 г. в Российской империи было 1767 церковных обществ трезвости и в них числилось 498 685 человек. В отчете обер-прокурораСвятейшего Синода в то время отмечено: «По инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством в июне 1912 г. в городе Москве был устроен с благословения Святейшего Синода Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе… В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляетсямало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова».
В 1913 г. Святейшим Правительствующим Синодом впервые был установлен день трезвости.
В «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 г., утверждается долг Церкви: возрождение в общественном сознании отношения к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.
Исцеление души и тела через воцерковление, осознание своей греховности и отступничества от Бога, возвращение в лоно Матери Церкви — вот суть основной части комплексной реабилитационной программы, предложенной Русской Православной Церковью.
Формы утверждения трезвости включают в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Анализируя опыт пастырской работы в Московской епархии с лицами, подверженными пороками алкоголизма и наркомании, хотелось бы отметить следующие формы работы и методы реабилитационной деятельности, которые дают наиболее значимый результат и доказали свою эффективность.
- Обеты трезвости (зароки от пьянства). Для укрепления в борьбе за трезвость люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни.
- Индивидуальные консультации и беседы со страждующими и их родственниками. Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или добровольцами, обладающими теоретическими и практическими знаниями о способах преодоления алкоголизма.
- Групповые беседы со страждущими и их родственниками. Такого рода занятия имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой жизни.
- Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью формирование и закрепление мотивации к трезвой жизни и является частью процесса реабилитации.
- Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы самопомощи представляют собой организации людей, страдающих алкогольной зависимостью, и/или их близких, созданные с целью избавления от недуга пьянства подверженных ему людей.
- Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения, в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию, к труду, к получению образования, к близким людям и обществу, к нравственным и религиозным ценностям.
- Проживание лиц, желающих преодолеть алкогольную или наркотическую зависимость, в местах, удаленных от соблазна — в общинах, организованных приходами.
- Участие таковых лиц в Таинствах Исповеди и Причастия, с учетом осознанного отношения и соответствующей подготовки.
- Служение молебнов об избавлении от пристрастий к наркотикам и алкоголю. Во многих приходах с различной периодичностью совершаются такие молебны, в которых участвуют как страждующие лица, так и их родственники.
- Совместное чтение акафистов иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и мученику Вонифатию.
- Посильный труд на восстановлении приходских святынь и создании памятных мест и пр. Очень важно, чтобы в церковной общине были бы люди, умеющие заинтересовать и вовлечь в этот процесс других лиц.
- Совместные паломнические поездки в святые места, которые могут организовываться церковной общиной.
- Чтение духовной литературы. При многих храмах есть общедоступные библиотеки, которыми могут пользоваться все желающие.
- Совместный просмотр фильмов душеполезной тематики. В некоторых общинах после просмотра того или иного фильма бывает его обсуждение.
- Участие в подготовке и проведении приходских торжеств — престольных праздников, юбилейных дати т. д.
- 16. Молитва на богослужении за лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Некоторые пастыри, совершая службу, добавляют прошения и молитвы, в которых сугубо поминаются лица, страждующие от таковых пороков.
- 17. Чтение Священного Писания, как индивидуальное, так и совместное, в том числе при участии священнослужителей, которые могут помочь понять смысл прочитанного текста в русле православной традиции.
- 18. Участие прихожан в жизни лиц, страждующих от наркомании и алкоголизма — поздравления с Днем Рождения и Днем Ангела, посещение их в больнице и пр.
Церковная деятельность по утверждению трезвости осуществляется на следующих уровнях.
- Общецерковный уровень. На этом уровне координацию деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
- Епархиальный уровень. Епархиальные архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики. Они также по представлению координаторов и благочинных определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального достатка. В епархиях могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.
- Благочиннический уровень. Общая организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости на уровне благочиния, а также организация межприходского взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного. Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику благочинного.
- Приходской уровень. На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на штатного приходского социального работника, других специалистов или добровольных помощников.
- Монастыри издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы, участвовали в делах милосердия и благотворительности. Монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению трезвости в тех же формах, что и приходы, с учетом особенностей жизни обителей. Насельники монастырей призваны являть собой примеры трезвого образа жизни.
При этом выделяется три основных принципа церковной реабилитации.
Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Сам Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстателя. Этот основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. С ориентацией на священника формируется коллектив специалистов. В свою очередь группа проходящих реабилитацию людей также признает его руководящую роль в реабилитации.
Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины.
В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми.
Здесь необходимо отметить, что необходимым условием для вхождения зависимого человека в реабилитационный процесс является его согласие на реабилитацию. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Участие в сакральной жизни Церкви может быть только добровольным: выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях.
Приобщение к нормальной трезвой жизни позволяет больному осознать разницу между состоянием алкогольного опьянения и ощущением нормальной, полноценной, духовно наполненной жизни. Во многих храмах, монастырях, церквах открыты приюты, центры, разработаны определенные программы реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией. В частности, в Даниловом монастыре много лет работают группы самопомощи алкоголиков и группа самопомощи их родственников.
Сегодня такие православные общества по реабилитации лиц с химической зависимостью организованы во многих епархиях. При этом эффективность реабилитации в них во много раз выше, чем в государственных учреждениях. Это еще раз доказывает правильную позицию нашей Церкви в решении этой чрезвычайно серьезной общенациональной проблемы.
Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют — понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.
В 2014 г. Святейшим Синодом было восстановлено ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовано архиереям и духовенству в этот день: посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвенного образа жизни; совершать молебное пение о страждущих недугом винопития; по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.
Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.
На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить употребление наркотиков и алкоголя. Замечательно по этому поводу сказал судебный психиатр высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук заслуженный врач России, член общественно-церковного совета по биоэтике при Московском Патриархате РПЦ профессор Ф. В. Кондратьев: «Православный христианин своей верой защищен от пагубного пристрастия к наркотикам и, тем более, от всякого рода сектантов, промышляющих в России».
Государственная деятельность (на законодательном уровне) по профилактике алкоголизма, медицинское лечение людей, страдающих алкоголизмом, и деятельность Русской Православной Церкви являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом решения проблемы алкогольной деградации общества.